Недавнее исследование показало, что доля мужчин, читающих книги, написанные женщинами, более чем вдвое меньше по сравнению с долей женщин, читающих книги, написанные мужчинами. Об этом говорится в книге «Дефицит авторитетности», которую опубликовала британская журналистка Мэри Энн Сигхарт. Подробнее о ее выводах пишет The Guardian.
Среди читателей десяти самых популярных в Великобритании книг, написанных женщинами (в том числе Джейн Остен, Маргарет Этвуд, Даниэлой Стил и другими), лишь 19% оказались мужчинами, тогда как доля женщин, читающих бестселлеры, написанные мужчинами (среди них — Чарлз Диккенс, Джон Р. Р. Толкин, Стивен Кинг и др.), достигает 45%. Соотношение этих показателей сохраняется, например, и среди букеровских лауреатов: так, книги Маргарет Этвуд читает 21% мужчин, а книги Джулиана Барнса — 39% женщин. Если говорить о литературе в жанре нон-фикшн, то женщины на 65% охотнее читают книги, написанные мужчинами, чем наоборот. Об этом говорят данные специального исследования, которое Сигхарт заказала для своей книги агентству Nielsen Book Research, занимающемуся маркетинговым анализом книжного рынка.
Согласно наблюдениям самой Сигхарт, дело не в том, что мужчинам не нравятся книги, написанные женщинами. На одном из крупнейших сайтов с книжными рекомендациями, Goodreads, средняя оценка, выставленная мужчинами книгам, написанным женщинами, составляет 3,9 балла из 5; в то же время женщины в среднем оценивают книги, написанные мужчинами, на 3,8 балла. Дело в «дефиците авторитетности», от которого страдают женщины-писательницы, — мужчины испытывают предубеждение по отношению к ним и поэтому гораздо реже заглядывают в их книги по сравнению с книгами, написанными мужчинами.
Эти данные подтверждают и другие женщины, их мнение также приводится в книге Сигхарт. Так, современная писательница Камила Шамси (Kamila Shamsie), которая часто входит в жюри различных литературных премий, свидетельствует, что женщины в составе жюри в равной мере голосуют за книги, написанные мужчинами и женщинами, тогда как судьи-мужчины, как правило, голосуют только за книги, написанные мужчинами. Другая популярная писательница, Долли Олдертон (Dolly Alderton), выпустила автобиографию «Все, что я знаю о любви», завоевавшую Национальную книжную премию Великобритании за 2018 год. После этого в СМИ ее книгу продвигали как предназначенную исключительно для женской аудитории, а все журналисты, которые брали у нее интервью, были женщинами (лишь оказавшись в Дании, Олдертон почувствовал резкий контраст — там на интервью к ней пришел молодой мужчина-журналист, который заверил писательницу, что он и его друзья-мужчины в равной степени читают книги, написанные и мужчинами, и женщинами). Сама автор книги «Дефицит авторитетности» («The Authority Gap», Doubleday, 2021), по ее словам, предпочитает подписывать свои работы не полным именем Мэри Энн, а инициалами (М.Э. Сигхарт), чтобы не оттолкнуть значительную часть мужской аудитории — хотя она уже 20 лет работает помощником редактора и обозревателем в The Times, ведет программы на BBC Radio 4 и занимает целый ряд других позиций в престижных культурных и образовательных учреждениях страны. По ее словам, в Великобритании так поступают многие пишущие женщины.
В прошлом году в Великобритании был запущен проект «Верни ей имя» (Reclaim Her Name), в рамках которого более двадцати произведений XIX–XX веков, выпущенных женщинами под мужскими псевдонимами, были впервые переизданы под настоящими именами их создательниц. Инициатива вызвала не только одобрение, но и критику в литературных кругах страны. Проект был приурочен к 25-летию Женской премии в области художественной литературы. Эта премия, прежде называвшаяся «Оранж», отделилась от Букеровской премии по литературе после того, как в 1991 году в шорт-лист Букера не попала ни одна книга, написанная женщиной. Список финалисток Женской премии 2021 года был объявлен в конце апреля, победительница станет известна в начале сентября.