В списке книг знатной англичанки XVII века найдены труды Бэкона и Гарвея

В оксфордской Бодлианской библиотеке обнаружена рукопись XVII века с перечнем книг, принадлежавших леди Анне Клиффорд из Йоркшира. В списке более ста книг, включая труды Фрэнсиса Бэкона и Уильяма Гарвея, что говорит о необычной для того времени учености леди Анны и подтверждает догадки ученых, полагавших, что она всю жизнь занималась самообразованием. Об этом сообщает газета Yorkshire Post.

В перечень книг, хранившихся в замке Эпплби, одном из пяти, принадлежавших леди Анне, входят 109 наименований. О существовании части из них историкам было известно и ранее, но про 79 книг они впервые узнали из рукописи, выполненной по заказу Томаса Тафтона, внука и наследника леди Анны, в 1684 году. Подобные списки в XVII веке часто прикладывались к завещаниям лиц, располагавших значительной библиотекой, и как правило не включались в основной текст.

Рукопись случайно обнаружила профессор Джессика Мелей из Хаддерсфилдского университета, приехавшая в Оксфорд, чтобы изучить переписку леди Анны с антикваром Роджером Додсвортом, хранящуюся в Бодлианской библиотеке. Эти материалы Мелей планировала включить в свою книгу, посвященную биографии леди Анны, которая, как планируется, выйдет в 2022 году. Престижный исторический журнал Papers of the Bibliographical Society of America уже заказал ей статью о находке.

Среди книг, о принадлежности которых леди Анне ранее не было известно, числятся первый английский перевод (1653) «Анатомического исследования» Уильяма Гарвея (Харви), объясняющего принципы кровообращения и вышедшего на латыни в 1628 году; «Первая книга по архитектуре» знаменитого итальянского архитектора Себастьяно Серлио, выпущенная в английском переводе с голландского в 1611 году; два сочинения Фрэнсиса Бэкона — изданное посмертно в 1627 году «Sylva Sylvarum, или Естественная история» и «История правления короля Генриха VII» (1611). Бóльшую же часть книг в этом списке, по словам Мелей, составляют труды по теологии и истории — главным образом посвященные эпохе правления Тюдоров и Стюартов. Однако там есть и сочинения о путешествиях, книги по географии, другие научные труды.

Историки хорошо представляли себе, что леди Анна была заядлой читательницей, рассказывает Мелей, благодаря портрету, известному под названием Большая картина (The Great Picture), на котором она изображена в окружении десятков книг. Однако полный объем и состав ее библиотеки оставались неизвестны. Современники знали леди Анну как хорошо образованную женщину, разбиравшуюся в юриспруденции, а также писательницу и автора дневников. Епископ Эдвард Рэйнбоу в надгробной проповеди на похоронах леди Анны вспомнил слова знаменитого английского поэта Джона Донна, утверждавшего, что с ней можно было «обсуждать что угодно — от Предопределения до шелковой вышивки».

Знатные и состоятельные англичане того времени часто держали у себя большие библиотеки (некоторые из них достигали тысячи томов) как свидетельство своего высокого положения и образованности. Леди Анна, однако, ценила книги за их роль в воспитании людей. Известно, что она дарила книги своим слугам — некоторые из них упоминали эти подарки в своих завещаниях. Книготорговля в Англии XVII века была развита довольно хорошо, и издания без роскошных переплетов стоили не так дорого. В то же время переплетенная книга в формате ин-фолио (в половину типографского листа) могла стоить столько же, сколько каждый из слуг леди Анны зарабатывал за полгода.

Леди Анна Клиффорд (Lady Anne Clifford, 1590–1676) была единственным ребенком Джорджа Клиффорда, 3-го графа Камберланд, скончавшегося в 1605 году. Ее отец завещал дочери £15 тыс., а все остальное имущество оставил младшему брату. На протяжении десятилетий, вопреки сопротивлению многих знатных лиц, леди Анна пыталась отсудить родовые земли и поместья и в 1643 году преуспела в этом. Дождавшись окончания гражданской войны, она покинула Лондон, переселилась на север и посвятила себя восстановлению и достройке замков и церквей на принадлежащих ей землях в Йоркшире и Камбрии.

Леди Анна в 1609 году вышла замуж за Ричарда Сэквилла, 3-го лорда Дорсет, который, как и король Иаков I, был недоволен затеянной ею тяжбой из-за северных земель. После его смерти в 1624 году ее вторым мужем стал Филип Херберт, впоследствии 4-й граф Пемброук, — ему и его брату Уильяму в 1623 году составители и издатели Первого фолио Шекспира посвятили свой труд. С новым мужем у леди Анны были политические разногласия, которые привели к их отстранению друг от друга: после пуританской революции и начала гражданской войны она сохранила верность королю, тогда как Филип принял сторону мятежного Парламента. Вождь пуритан Оливер Кромвель, однако, зная о роялистских взглядах леди Анны, не мешал ей отстраивать свои замки — когда ему указывали на возможную опасность, которую они могли представлять, он, зная, что у нее нет солдат и в военном отношении они бесполезны, неизменно отвечал, что не станет ей мешать.