Дом-музей Чарлза Диккенса, расположенный в Лондоне по адресу Даути-стрит 48, опубликовал на своем канале в YouTube видеоэкскурсию по случаю наступающего Рождества. Экскурсия сопровождается подробным рассказом о повседневной жизни Диккенса и его семейства, а также о ключевых событиях его творческой биографии.
Чарлз Диккенс прожил в этом трехэтажном доме, выстроенном в типичном георгианском стиле, с молодой женой Кэтрин с конца марта 1837 г. по декабрь 1839 г. Ему было 25 лет, когда он снял это жилье сроком на три года, по 80 фунтов стерлингов в год. В тот момент писатель, чье материальное положение резко изменилось после того, как к нему пришла литературная слава, находился на гребне успеха.
В этом доме у молодой четы родились трое детей. Вместе с ними жила сестра Кэтрин Мэри, которая здесь же и скончалась от внезапного сердечного приступа. Также в доме проживали четверо слуг.
В это время года все помещения дома убраны к Рождеству. Экскурсия начинается с полуподвальных помещений — кухни, комнаты для приготовления еды, прачечной. Кухня обставлена в традиционном викторианском стиле и дает представление о том, что домочадцы ели не только на Рождество, но и круглый год. Об этом можно узнать и из книги рецептов Кэтрин Диккенс, изданной в 1852 году с предисловием мужа. Ее содержание организовано по числу персон за столом — от двух-трех до двадцати. Диккенс любил принимать у себя гостей: журналистов, актеров, художников и других представителей артистического Лондона.
На кухне и сегодня живет ежик. В XIX веке ежей держали в домах для борьбы с насекомыми, осаждавшими кладовые. В комнате для приготовления еды хранился запас свечей — в доме не было газового освещения, и в темное время суток в нем зажигали свечи и масляные лампы.
На первом этаже сразу за дверью начинается большой коридор, стены которого украшают портреты и страницы рукописей из коллекции музея. Здесь же хранятся вещи, принадлежавшие Диккенсу: трость, саквояж, кошелек и т.д., в том числе большие часы, отбивающие время восемь раз в сутки. Их изготовил лондонский мастер Джон Беннет, и они работают до сих пор. Коридор ведет в столовую, украшенную для рождественского обеда.
Рядом со столовой находится утренняя гостиная, предназначавшаяся в первую очередь для Кэтрин и детей. Там выставлены личные вещи жены Диккенса, в частности книга рецептов. В этой комнате Кэтрин принимала посетителей и писала письма, в том числе мужу во время его частых отъездов — Диккенс много выступал с лекциями и чтением своих произведений. По этим письмам видно, насколько счастлива была молодая чета в начале их брака (Чарлз и Кэтрин расстались в 1858 г.).
Из холла на второй этаж вела лестница, перила которой сейчас украшены зелеными ветвями и другими атрибутами Рождества. Викторианцы часто хранили ветви падубов, ив и других деревьев и кустарников, долго сохраняющих свежесть, чтобы использовать их в праздники.
На втором этаже находилась гостиная, куда хозяева и гости поднимались после обеда. Там им подавали спиртные напитки, там же они музицировали, танцевали, ставили драматические сценки, играли в шарады, викторины и другие комнатные игры. Здесь же стоит Рождественское дерево, украшенное деревянными украшениями ручной работы. Под это дерево складывали рождественские подарки для всех домочадцев. В гостиной сегодня стоит и специальный стол, который Диккенс использовал, когда читал вслух. Он сам придумал его конструкцию и даже брал его с собой в поездку по Америке в 1867 году.
Рядом с гостиной находится кабинет — именно здесь Диккенс закончил «Посмертные записки Пиквикского клуба» и написал «Оливера Твиста» и «Николаса Никльби». Писатель придерживался строгого распорядка дня, работая над своими романами в промежутке между завтраком и ланчем. После ланча он обычно ехал в клуб, занимался благотворительными проектами или совершал длительные прогулки.
Письменный стол и кресло Диккенса, выставленные сегодня в его кабинете, относятся к более позднему периоду жизни писателя. Дом-музей приобрел эти вещи для коллекции у частного владельца в 2015 году. За этим столом Диккенс написал свои поздние произведения — «Большие надежды», «Повесть о двух городах» и неоконченный роман «Тайна Эдвина Друда».
Далее расположена гардеробная, где хранится единственная оставшаяся от Диккенса одежда — придворный костюм, который он надевал всего однажды, во время посещения приема, организованного Эдуардом, принцем Уэльским. Писатель всегда старался хорошо выглядеть и подчеркивал, что хорошее платье обеспечивает человеку наилучшее самочувствие.
В спальне Диккенсов центральное место занимала большая кровать. Рядом с туалетным столиком Кэтрин висит большое зеркало — как известно, Диккенс часто изображал в лицах своих персонажей, чтобы лучше представлять себе их характер. Возможно, он делал это именно перед этим зеркалом.
Дальше расположена комната, где около года жила Мэри Хогарт, сестра Кэтрин. Однажды, вернувшись из театра, Мэри скоропостижно скончалась от сердечной недостаточности. Это потрясло домочадцев и произвело на Диккенса тяжелое впечатление, которое он помнил всю жизнь. Из-за этого события Диккенс даже не успел вовремя отдать в печать рукописи «Пиквикского клуба» и «Оливера Твиста». В этой же комнате стоит витрина с экспонатами, связанными со смертью самого Диккенса. Здесь представлена недописанная рукопись «Тайны Эдвина Друда», засохшая роза с могилы писателя и прядь его волос.
На последнем этаже расположены детская и комнаты прислуги. Диккенс был любящим отцом и проводил с детьми много времени, когда не путешествовал. В этой же комнате хранятся экспонаты, рассказывающие о трудных ранних годах самого писателя — его отец попал в долговую тюрьму, и Чарлз в 12 лет отправился работать на фабрику по изготовлению ваксы. Стены комнат для прислуги сегодня оклеены цитатами из выступлений Диккенса в поддержку людей из рабочего класса.
В соседнем доме по адресу Даути-стрит 49 работает выставка «Цветной Диккенс», открытая к 150-летию писателя. Она демонстрирует, как менялось восприятие изображений Диккенса при его жизни и после смерти. Многие портреты, входящие в экспозицию, впервые представлены в цвете. Летом этого года Дом-музей Диккенса устраивал пешую экскурсию по местам, в свое время вдохновившим писателя на создание романа «Приключения Оливера Твиста», а также экспонировал выставку, посвященную этому произведению («Горький» рассказывал об этом).