Ирландский историк, специалист по истории СССР времен Второй мировой войны Джеффри Робертс опубликовал книгу, посвященную личной библиотеке Иосифа Сталина и отношению советского вождя к книгам и чтению, сообщает The Wall Street Journal.
По мнению автора книги «Библиотека Сталина: диктатор и его книги» («Stalin's Library: A Dictator and his Books», Yale UP, 2022), личная библиотека Сталина к концу его жизни насчитывала около 25 тысяч книг, брошюр и журналов. Примерно 11 тысяч книг включали в себя произведения классиков русской и зарубежной литературы, в том числе Пушкина, Гоголя, Толстого, Чехова, Гюго и Шекспира. Остальные издания относились к жанру нонфикшн — Сталин главным образом собирал сочинения классиков марксизма, а также книги по истории, экономике и другим дисциплинам. Среди отдельных авторов, представленных в его библиотеке, с большим отрывом лидировал Ленин (почти 250 публикаций). Кроме того, у Сталина были хорошие подборки работ Бухарина, Троцкого и Энгельса.
По воспоминаниям современников, Сталин был завзятым читателем. Еще в семинарии его часто наказывали за чтение запрещенных романов. Позже в его кремлевской квартире, по словам дочери Сталина Светланы, на стенах не было свободного места, чтобы повесить туда картину, — они были тесно уставлены книжными шкафами с энциклопедиями, учебниками и брошюрами. Библиотека была главным предметом обстановки в его московском жилище, хотя Сталин предпочитал хранить большую часть своих книг вне дома. У него был специальный помощник, который по запросу вождя справлялся с нужными книгами и приносил ему выписки. У Сталина имелся собственный экслибрис и своя система классификации книг.
Сталин также, бывая дома у своих товарищей по партии, часто изучал их библиотеки и, в частности, старался определить, стоят ли книги нетронутыми, просто ради интерьера, или владелец действительно ими пользуется. Он активно интересовался у членов своего окружения, что они в данный момент читают, и нередко прерывал совещания, чтобы снять с полки том с работами Ленина и выяснить, «что по этому вопросу имеет сказать Владимир Ильич».
Читая книги, Сталин не загибал страницы, предпочитая пользоваться закладками, но не был и по-настоящему аккуратным читателем: один из тех, кто давал ему свои книги, жаловался, что на страницах остались жирные отпечатки пальцев вождя. Кроме того, Сталин не считался и с библиотечными требованиями — после его смерти в Ленинскую библиотеку вернули множество выданных ему книг, срок пользования которыми давно прошел.
При этом ученые не могут сказать наверняка, сколько именно книг Сталин действительно прочитал. Сохранилось всего около 400 изданий, на страницах которых он делал свои, как пишет Робертс, «pometki». Читая книги с карандашом или пером в руках, Сталин часто отчеркивал абзацы, рисовал дудлы или вступал в спор с авторами. Судя по этим записям на полях, Сталин с уважением относился к Ленину, а, например, страницы книги противника большевиков Карла Каутского испещрил словами «свинья», «чушь» и «ерунда». В многотомном сочинении Эдварда Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи» он среди прочего отчеркнул абзац, в котором говорилось, что римские легионеры своих непосредственных начальников боялись больше, чем неприятеля.
По словам Робертса, изучение личной библиотеки вождя — едва ли не единственный способ понять его внутренний мир, поскольку Сталин не вел дневников и не оставил мемуаров. Судя по всему, он любил читать как для удовольствия, так и для практических целей. В частности, он использовал книги как оружие в спорах со своими идеологическими и политическими врагами, особенно с Троцким, который был куда лучше образован, чем Сталин, и считал его недостаточно подкованным в интеллектуальном отношении. Сталин, пишет Робертс, действительно не был ни блестящим оратором, ни автором множества оригинальных идей, как Ленин или тот же Троцкий. «Сложность, глубина и тонкость мысли», указывает автор «Библиотеки Сталина», не были сильными сторонами личности советского вождя. Но он при этом «блестяще» умел «упрощать, разъяснять и популяризировать». По воспоминаниям американского дипломата Уильяма Аверелла Гарримана, которого цитирует Робертс, Сталин обладал выдающейся способностью к запоминанию деталей и всегда приходил на встречи «очень хорошо подготовленным».
Доверие к знаниям, почерпнутым из книг, пишет Робертс, нередко подводило советского вождя, всю жизнь остававшегося дилетантом практически во всех областях, кроме политической борьбы. Так, по словам Роберта Конквеста (Robert Conquest), известного западного биографа Сталина, накануне Второй мировой войны он распорядился уничтожить лучшие командные кадры Красной армии, поскольку, в том числе, был уверен в собственной достаточной компетентности в военном деле. События 1941–1943 гг. наглядно показали всю катастрофичность этого решения, и в ходе войны Сталин интенсивно читал книги по военной стратегии, полевой и огневой тактике, стремясь восполнить пробелы в образовании. В конечном итоге, подчеркивает Робертс, Сталин, этот обладатель огромной библиотеки, не придумал ничего лучше, чем длительное время терроризировать собственный народ ради сохранения власти над ним.
Джеффри Робертс (Geoffrey Roberts) — заслуженный профессор Университетского колледжа Корка, историк, автор ряда книг о Сталине, его эпохе и окружении: «Переосмысляя Сталина и сталинизм», «Черчилль и Сталин», «Сталинский Маршал. Георгий Жуков», «Победа под Сталинградом», «Иосиф Сталин. От Второй мировой до „холодной войны“» и др. Его работы переведены на множество языков, включая русский, французский, немецкий, шведский, польский, румынский, китайский, японский.