Онлайн-платформа Bookshop, ориентированная на сотрудничество с независимыми книжными магазинами, принесла им доход в размере $15 млн в США и £1,48 млн (около $2 млн) — в Великобритании. При этом в США платформа работает менее 18 месяцев, а в Великобритании открыла свое представительство 8 месяцев назад. Об этом сообщает сайт The Bookseller. Впрочем, не все участники рынка оценивают деятельность платформы безусловно положительно.
Число магазинов, открывших свои страницы на платформе, достигло 1200 в США и 470 в Великобритании. При этом в Великобритании совокупная выручка платформы составила £8 млн (около $11 млн). Хотя изначально Bookshop планировала начать работу с британскими книжными магазинами в 2021 или даже в 2022 году, успех платформы в США побудил ее ускориться, и в Великобритании Bookshop появилась уже в ноябре 2020 года, накануне второго национального локдауна, вызванного пандемией ковида. На тот момент к сервису присоединились 130 книжных магазинов.
В США рост клиентов Bookshop также был вызван пандемией. Платформа была запущена в январе 2020 года, и поначалу ее успехи были скромными — за весь февраль она заработала $50 тыс. Уже в марте сопоставимые суммы Bookshop стал получать в день, в апреле ее ежедневная выручка составляла $150 тыс., а в июне достигла $1 млн.
По словам основателя Bookshop, писателя и соучредителя сайта Literary Hub Энди Хантера (Andy Hunter) из Бруклина, он задумал свой проект в качестве «этической альтернативы» глобальному онлайн-ретейлеру Amazon с целью создать систему книжной онлайн-торговли, которая была бы ориентирована не на конкуренцию с независимыми книжными магазинами, а на оказание им помощи. Любой магазин, не вкладывая в это никаких средств, может открыть на платформе виртуальную «витрину» с книгами из своего торгового зала. Просматривая эту «витрину», покупатель, по сути, изучает содержимое полок конкретного магазина. Если он делает заказ, то изготовлением книги (по принципу «печать по требованию») и ее доставкой занимаются партнеры-дистрибьютеры Bookshop (в США это Ingram, в Великобритании — Gardners). Книги предоставляются покупателям с небольшой скидкой, а их доставка занимает от двух до трех дней. Магазин, через чью «витрину» был сделан заказ, получает от Bookshop определенный процент. После начала в США первого локдауна весной 2020 года Хантер объявил, что увеличивает долю отчислений магазинам до 30% с каждой книги (прежде она была меньше; для сравнения, Amazon в подобной ситуации выплачивает магазину 4,5%). Кроме того, платформа дополнительно формирует фонд из отчислений 10% от продаж, осуществленных другими клиентами платформы — писателями, литературными агентами, небольшими издательствами и прочими участниками книжного рынка. Деньги из этого фонда распределяются поровну между всеми книжными магазинами, зарегистрированными на платформе.
Хантер считает, что ему очень повезло с временем запуска — из-за повсеместного локдауна небольшие книжные магазины оказались на грани разорения и вынуждены были переносить свои продажи в интернет (и Bookshop предоставил им необходимую инфраструктуру для привлечения покупателей), а Amazon в это время сосредоточился на поставках медикаментов и медицинских товаров по всему миру, так что его мощностей стало не хватать для оперативной торговли книгами. По сути, считает Хантер, благодаря Bookshop сотни магазинов в США, а позже и в Великобритании смогли остаться на плаву, привлечь новых покупателей и даже получить возможности для развития в тяжелейших экономических условиях, вызванных пандемией.
Однако целый ряд участников книжного рынка относятся к деятельности Bookshop скептически, выяснил The New Statesman в конце апреля этого года. Многие независимые книготорговцы, зарегистрировавшиеся на платформе, обратили внимание, что их доходы упали: если раньше, продавая книги покупателям напрямую, они оставляли себе 43%—50% от их цены, то Bookshop возвращает не более 30%. Но главное, Bookshop, по сути, отбирает клиентов у небольших магазинов, хотя обещал обратное. Благодаря рекламе Bookshop люди уверены, что, пользуясь этой платформой, они поддерживают независимые книжные. В результате те, кто раньше пришел бы в книжный магазин, продолжают делать заказы онлайн и после окончания локдауна, полагая, что покупают книги у книготорговцев напрямую. Тезис Bookshop о том, что платформа помогает приводить в магазины новых клиентов, также подвергается сомнению. Наконец, по словам книготорговцев, они не до конца понимают, как в системе Bookshop происходит распределение денег и какая их часть на самом деле идет в пользу независимых магазинов.
Недовольны сотрудничеством с Bookshop и некоторые независимые издатели. Если, по их словам, Amazon покупал у них книги с 60%-ной скидкой, то Bookshop и его партнеры требуют скидку в 65%. Таким образом, от сотрудничества с платформой их доходы тоже упали.
Представитель Nielsen BookScan, поставщика статистических данных для издательской индустрии, отметил, что о влиянии Bookshop на книжный рынок Великобритании пока судить рано. На запрос The New Statesman о том, как деятельность Bookshop сказалась на продажах Amazon, представители интернет-гиганта не ответили. Для сравнения, доход компании Джеффа Безоса за первый квартал 2021 года составил $108,52 млрд, увеличившись на 43,82% по сравнению с тем же периодом прошлого года.