Анна Каренина попала в тройку самых выразительно одетых персонажей

Анна Каренина оказалась в тройке персонажей мировой литературы, чья одежда лучше всего передает сущность их характеров. Соответствующий рейтинг из десяти позиций опубликован британской газетой The Guardian, его автором выступила писательница Аманда Крейг.

1. Первое место в рейтинге занимает Зеленая колдунья из романа «Серебряное кресло» — четвертой части фэнтезийной саги Клайва Стейплза Льюиса «Хроники Нарнии». Очарованный Колдуньей принц Рилиан, на чьи поиски пускаются главные герои, впервые видит ее как «девушку удивительной красоты», которая «была закутана в ядовито-зеленую ткань». Впоследствии одежды зеленого цвета неоднократно фигурируют в романе как символы природного начала, похоти, магии и смерти.

2. На второе место Крейг поставила Джейн Эйр из одноименного романа Шарлотты Бронте. На протяжении всего произведения автор неоднократно подчеркивает пуританскую простоту нарядов героини. Даже готовясь к свадьбе с мистером Рочестером, она отвергает яркие ткани и выбирает «скромный черный атлас и серебристо-серый шелк». Тем не менее, это лишь усиливает оригинальность ее необычной натуры и привлекает к ней симпатии читателей. В конце, воссоединившись с мистером Рочестером, Джейн носит платье голубого цвета — цвета неба и счастья.

3. Анна Каренина, «величайшая трагическая героиня», как характеризует ее Крейг, в XXII главе романа Льва Толстого является на бал в «в черном, низко срезанном бархатном платье, открывавшем ее точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь и округлые руки с тонкою крошечною кистью». Толстой, глядя на героиню глазами другого персонажа, Китти, подчеркивает, что это «черное платье с пышными кружевами не было видно на ней; это была только рамка, и была видна только она, простая, естественная, изящная и вместе веселая и оживленная».

Другие персонажи рейтинга расположились в следующем порядке:

4. Хоббит Фродо из саги Джона Р.Р. Толкина «Властелин колец», по идее, не наделен выдающейся внешностью и одежду носит самую простую, но кольчуга из непробиваемого мифрила, подарок Бильбо Бэггинса, которую он прячет под плащом, характеризует его несгибаемую волю и твердость духа.

5. Дейзи из романа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда «Великий Гэтсби», чье платье при первой встрече с рассказчиком постоянно «подрагивает» и «колышется», кажется ему свободной от силы гравитации (в романе куда большей притягательностью наделены деньги).

6. Роза Мортмейн, как и ее сестра Кассандра, рассказчица из романа Доди Смит «Я захватываю замок», очень озабочена своим внешним видом. Именно экстравагантные наряды Розы наилучшим образом раскрывают ее характер.

7. Дочь портного Альбертина из романа сербской писательницы Весны Голдсуорси «Монсеньор Ка» носит платье, способное менять цвет от серо-розового до красного. Кстати, в этом романе фигурирует сын Анны Карениной Саша.

8. «Огненная девушка» Китнисс из «Голодных игр» и других романов этой серии, написанной Сьюзен Коллинз, знаменита своим облегающим комбинезоном и свободной накидкой, которую легко охватывает искусственное пламя.

9. Лидия, героиня романа Джанина Камминса «Американская грязь», носит золотого цвета кроссовки, доставшиеся ей от убитой матери. Волшебные свойства этой обуви помогают Лидии эмигрировать из Мексики в Америку.

10. Анна из подросткового романа Евы Ибботсон «Тайная графиня» — девушка трудной судьбы. Аристократка из России, вынужденная бежать из советской России, она предстает перед читателями (и героями) книги в разных обличиях — голой во время купания, в роли — и наряде — Золушки, наконец — в костюме, соответствующей ее истинному положению.

Аманда Крейг (Amanda Craig) — современная британская писательница и журналист. На родине она известна серией социально-критических романов, в которых фигурируют одни и те же персонажи. Ее творческую манеру связывают с такими авторами, как Троллоп, Бальзак и Диккенс. По словам Крейг, описание одежды как художественный прием используется в литературе издавна — так, фиговые листки Адама и Евы привлекают внимание читателей Книги Бытия к моральному падению прародителей. К сожалению, констатирует писательница, современная литература уделяет этому приему все меньше внимания, поскольку массовая мода не стремится к тому, чтобы одежда символизировала индивидуальные качества каждого из покупателей.