Члены Нобелевского комитета, присуждавшие премию по литературе, отдали победу Александру Солженицыну не без споров о том, как это событие скажется на дальнейшей судьбе писателя и достаточно ли хороши его сочинения для такой высокой награды. Об этом стало известно после того, как Шведская академия обнародовала свои архивы за 1970 год в связи с истечением положенных 50 лет, сообщает The Guardian. Первыми с ранее закрытой информацией ознакомились журналисты Svenska Dagbladet.
Главными оппонентами, судя по публикации в шведской газете, выступили два академика — поэт, прозаик и эссеист Артур Лундквист, выступавший против кандидатуры Солженицына, и литературный критик Генри Ульссон, взявший русского писателя под защиту.
«Существуют обстоятельства, которые, по общему признанию, чрезвычайно трудно оценить: мы не знаем, послужит ли присуждение премии на благо Солженицына или это принесет ему вред, — писал Лундквист. — Все те, кто отстаивают его кандидатуру, не принимают во внимание, к каким последствиям для него это может привести. Прежде всего это вопрос демонстрации против Советского Союза, хотим мы этого или нет. Между тем Нобелевская премия не должна становиться площадкой для столкновения различных политических интересов».
«Именно потому, что в 1965 году мы присудили премию сталинисту [Михаилу] Шолохову, — возражал ему Ульссон, — беспристрастность требует, чтобы мы вручили ее другому коммунисту, более склонному критиковать режим, такому как Солженицын». По мнению Svenska Dagbladet, эти слова можно понимать следующим образом: ранее Шведская академия решила дать премию Шолохову, чтобы умиротворить советское правительство, которое в свое время жестоко преследовало Бориса Пастернака и вынудило его отказаться от Нобелевской премии, присужденной автору романа «Доктор Живаго» в 1958 году.
Лундквист также заявил, что художественные достоинства произведений Солженицына «в целом раздуты», а сами они «довольно примитивны и неинтересны» в сравнении с сочинениями других романистов ХХ века. Ульссон и тут встал на защиту русского писателя, который, по его словам, «понимал человеческую природу, умел сочувствовать своим героям и обладал художественным талантом». Другими кандидатами на Нобелевскую премию по литературе в том году были чилийский поэт Пабло Неруда (стал лауреатом в 1971 году) и австралийский писатель Патрик Уайт (лауреат 1973 года).
В 1970 году Шведская королевская академия наук присудила Александру Солженицыну Нобелевскую премию по литературе «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы». К тому времени на Западе у Солженицына вышли повесть «Один день Ивана Денисовича» и романы «В круге первом» и «Раковый корпус». Публикация его главного труда, «Арихпелаг ГУЛАГ», началась лишь в 1973 году. С вручением премии возникли сложности: Солженицын опасался, что, если он поедет Стокгольм на торжественную церемонию награждения, советские власти лишат его гражданства и не пустят обратно. При этом писатель отверг все попытки Нобелевского комитета вручить ему премию в частном порядке — например, через посольство Швеции в Москве. Он настаивал на том, что рано или поздно сможет получить награду лично, а в 1972 году сумел тайно передать на Запад специально написанную им нобелевскую лекцию («Горький» делал об этом подробный материал). Премию Солженицыну вручили в 1974 году, уже после того, как он был выслан из СССР.